Софт для Windows    Программы для смартфонов и планшетов, мобильный софт    Софт для Линукс, Unix, Linux
 

«Интуитивная понятность»: панацея ли?

Веб-дизайн | 09:57 26 ноября

Одной из наиболее популярных характеристик пользовательского интерфейса является его интуитивная понятность. То и дело эта характеристика мелькает то тут, то там; и многие заказчики в качестве основного требования к результату работ озвучивают именно ее.

Я наблюдаю ситуацию, когда интуитивная понятность приравнивается к качеству интерфейса. Для меня очевидно, что это неверное мнение, и, более того опасное. Принимая эту парадигму, мы предлагаем псевдокритерий, по которому можно оценить качество интерфейса, опираясь на собственное мнение, или даже мнение конечных пользователей. Если сразу понял, или понял после пары минут объяснений - интерфейс хороший, а если что-то неясно, и мануал надо читать - интерфейс плохой. Знали бы вы, сколько раз приходилось сталкиваться с этим убеждением, и раз за разом аргументировать его неверность.

Ведь что такое интуитивная понятность? Всего лишь другое, по-обывательски более красивое название одной из характеристик интерфейса скорости обучения. Именно одной, но отнюдь не единственной. И очень часто значение именно этой характеристики весьма невелико.

Если предельно упростить ситуацию, то можно противопоставить интуитивную понятность экономичности работы с системой количеству затрачиваемых на выполнение задачи ресурсов. Прежде всего, временных. Иначе говоря, скорости работы. С одной стороны условной шкалы максимально понятный интерфейс, требующий ряда очевидных действий, а значит и времени, для выполнения задачи. С другой интерфейс, где задача решается, например, нажатием одной из клавиш, что для пользователя совсем не очевидно.

Для интерфейсов разных систем характерно смещение к тому или иному краю этой шкалы. Например, для тех, которыми пользуются очень редко или впервые, и целевая аудитория которых максимально широка, интуитивная понятность одна из важнейших характеристик, если не самая важная. Взять тот же информационный киоск на вокзале для просмотра наличия мест в поездах. Пользуются им разные люди, многие в первый раз, между сеансами могут проходить месяцы, и в повседневной жизни навыки работы с таким киоском не нужны. Фактически, каждый раз пользователи обучаются работе с системой заново.

Противоположный пример: кабина самолета. Попробуйте посадить в нее обычного пассажира! Реакция, я думаю, ясна: непонятно, сложно и страшно. Какая там понятность! Зато для целевой аудитории (летчиков) этот интерфейс максимально эффективен: он позволяет выполнять свои профессиональные задачи быстро и качественно. Но этому предшествуют годы обучения и тренировок, и навыки работы с системой постоянно поддерживаются на высоком уровне, ведь эта работа основная профессиональная деятельность летчиков.

Конечно, приобретая в одном, мы теряем в другом. Экономя ресурсы во время использования неинтуитивных интерфейсов, мы вынуждены тратить их до этого, при обучении. Но, во-первых, при частом использовании системы это все равно выгоднее. А, во-вторых, таким образом, мы сможем разнести по времени период обучения и период реального применения системы. Для некоторых задач скорость и точность настолько критична, что даже для ее однократного выполнения проводятся множество обучающих и тренирующих мероприятий. Камикадзе тренировались для единственного вылета.

Для каждой конкретной системы, более того, для каждого контекста ее применения, требуется свой баланс обучаемости-экономичности. Кстати, помимо интуитивной понятности, процессу обучения способствует самодокументируемость интерфейса: точность терминологии, наличие вспомогательных подписей, разъяснений, контекстной помощи. Интуитивности самой по себе не хватает: практически всегда требуются подсказки. Единственный интуитивно понятный для человека интерфейс материнская грудь (с).

Интуитивная понятность достигается соответствием ожиданиям пользователя. Для этого необходимо учитывать (условно): психофизиологические характеристики (руки у нас две, локус внимания только один), этнографические (читаем слева направо, сверху вниз), и приобретенные навыки. Причем навыки в широком диапазоне. Для софта начиная от простейших навыков работы с компьютером, использования клавиатуры и мыши, включая опыт работы с типовыми сценариями в ОС (открытие файла, например), и вплоть до умения работать в узкоспециализированных приложениях.

Первые две группы характеристик более известны и вроде бы очевидны, хотя и о них нужно помнить. Например, точность моторики или острота зрения у пожилых и молодых пользователей могут кардинально различаться. Главное не закладывать в интерфейс необходимость использовать третью руку или концентрироваться на пяти объектах одновременно. Хотя мне и встречались интерфейсы для многоруких телепатов. Пример: частая проблема многих мастеров (визардов) просьба выбрать из нескольких вариантов, причем последствия выбора поясняются лишь через несколько шагов вперед - чем не интерфейс для телепата?

Приобретенные, специализированные навыки уникальны для каждой группы пользователей. Для их определения требуется провести целую серию исследований: наблюдения, опросы, интервью и т.д. Кроме того, при регулярной работе навыки растут, и, спустя какое-то время, излишняя поддержка быстрого обучения будет раздражать пользователей.

Веб-интерфейсы: Вездесущие приложения-хамелеоны
Я пользуюсь (с разной степенью регулярности) настольным компьютером, ноутбуком, смартфоном на базе MS Mobile и КПК на базе Palm OS 4. На всех устройствах стоит словарь, карта метро и программа для чтения электронных книг. Всем этим хозяйством я пользуюсь каждый день. Редко, когда одна и та же программа одного производителя, выполняющая одну и ту же функцию, установлена на нескольких устройствах. Обычно же на каждом устройстве своя, уникальная
Карта сайта: нужна ли она?
Любая человеческая деятельность подразумевает приверженность определенным стереотипам поведения в конкретных ситуациях. Процесс планирования и разработки Интернет-проекта не является исключением из правил и сопряжен с использованием ряда функциональных возможностей, в некотором роде ставших стандартными практически для любого веб-сайта. Карта сайта - один из наиболее красноречивых тому примеров. Вопросы целесообразности Прежде всего, дадим формулировку понятию "карта сайта"
Лучше меньше картинка, да лучше
Все! В конце концов WEB-страничка готова, и можно начинать зазывать на нее сначала друзей и знакомых, а потом и всех остальных. Прежде чем делать это, я советую оценить, насколько страница перегружена графикой. Считается, что оптимальный размер первой страницы, включающей все тексты, картинки и звуковые файлы - все-все, что будет грузиться, - не должен превышать 35-40 килобайт

Идеальный интерфейс динамически меняется в зависимости от уровня навыков пользователя, растет вместе с ним, подстраивается под него, выпячивает или прячет те или иные возможности. К сожалению, в настоящее время полная реализация такого интерфейса невозможна. Есть лишь приближения: вместо плавного роста набор версий/вариантов (частый пример обычная и профессиональные версии); вместо автоподстройки набор настроек для самостоятельной заточки под себя (что, кстати, требует отдельных навыков).

Именно в нахождении золотой середины между скоростью обучения (понятностью) и скоростью работы (экономичностью) и заключается одна из задач проектировщика интерфейсов. Было бы просто, если бы контекст использования проектируемой системы, структура и характеристики целевой аудитории были бы однородными и статическими. Практически же требуется поддержка и быстрого старта, и постоянной работы в системе. Необходимо учитывать и увязывать совершенно разноплановые характеристики и навыки пользователей, да еще и в динамике, объединять в системе несколько интерфейсов: обучаясь работе, и приобретая необходимые навыки, пользователь начинает применять новые, менее очевидные, но более эффективные способы взаимодействия.

Тестировать интерфейсы приходится, как правило, на нескольких группах пользователей с максимально различными характеристиками и навыками даже в одной бизнес-роли. В том числе и в несколько этапов, следуя за изменениями в опыте пользователей.

Интуитивная понятность - не панацея, не единственная важная характеристика интерфейса, хотя, безусловно, часто критичная. Это лишь одно из свойств интерфейса, которое, в определенных условиях, стоит принести в жертву экономичности работы в системе, и делать упор на другие ее характеристики.

P.S.

Утверждение, что интуитивная понятность тождественна качеству интерфейса, особенно удивительно слышать от коллег-профессионалов. Разработка интерфейсов интересная и востребованная деятельность, но неправильно думать, что достаточно прочитать две-три популярные книги и выучить несколько красивых терминов, чтобы начать делать юзабилити. В последнее время юзабилити-услуги начинают предлагать все больше коммерческих компаний, в том числе и специализированных. Рынок растет, и это замечательно. Но этот процесс только начинается, во многом мы сами создаем свой рынок, образовываем заказчиков и формируем спрос. И ситуация, когда юзабилити-компания заявляет: при разработке интерфейса мы руководствуемся главным принципом интуитивной понятности и при тестировании за основу принимается человек с минимальным знанием ПК, достаточно опасна для рынка в целом: ведь непрофессиональная работа (пусть красивая и обернутая в интригующие термины) дискредитирует всех, не только конкретного исполнителя. Несколько крупных ляпов легко могут повредить репутации всех юзабилити-компаний. Более того, уже встречаются мнения, что юзабилити красивая сказка для выкачивания денег из клиентов.

Впрочем, популярные заблуждения, и юзабилистов в том числе, тема отдельной статьи

Автор: Платон Днепровский
Источник: http://www.gui.ru/platon/


 

Последние новости

Квантовый блокчейнУченые Российского квантового центра (РКЦ) создали первый в мире квантовый блокчейн...
Другие новости Аудиовизуальная инфраструктура судов общей юрисдикции Москвы признана лучшей видеотехнологией года Данные о работе районных судов Москвы теперь до
Защита прав личностей в социальных сетях CNews продолжает публикации материалов по проекту программу 'Цифровая экономика РФ', которые Минкомсвязи подготовило по поручению Президента России Владимира
Следы внеземной жизни могут быть найдены на обшивке международной космической станции (МКС). Об этом в пятницу, 26 мая, сообщает пресс-служба 'Роскосмоса'...
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признал вполне приемлемыми проверки в отношении режиссеров Алексея Учителя и Кирилла Серебренникова...

Блог о софте

AVG 2013 Christmas Collection Mega Pack Final Version-FL | 761 MBAVG 2013 Christmas Collection Mega Pack Final VersionYou Have a Complete Collection of AVG 2013 SoftwareMega Pack Contains:AVG Antiviru
О программе:Zoner Photo Studio Pro - приложение, созданное для качественной обработки цифровых снимков...
Sophos Virus Removal Tool - антивирусный сканер проведет диагностику вашего ПК на наличие вирусов, программ-шпионов, руткитов и поддельных антивирусов и удалит их...
Photo Collage Max – программа, которая создает фотоколлажи. Так же создает альбомы, календари и т.п. Содержит в себе множество шаблонов, фигур, масок, фоторамок...
Дизайн Календарей - это доступная и удобная программа для создания красивых календарей с фотографиями на любой год или месяц...